Alsatelecom.ru

Стройматериалы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Белогорье хутор кирпичи воронежской

Белогорье хутор кирпичи воронежской

Использована работа Использована работа Зубащенко Ю. А. (активистка Белогорьевского отделения Подгоренского штаба ВОО «Молодая Гвардия Единой России»).

История села Белогорье Подгоренского района Воронежской области

Свое название село Белогорье получило от окружающих его с севера и юга меловых белых гор.

В книге В.П. Загоровского «История топонимики Воронежского края» о Белогорье сказано так: «Белогорье — село в Подгоренском районе Воронежской области, на правом берегу Дона. Возникло в начале18 века, долгое время считалось слободой. Название села отражает особенности местности, здесь расположены белые меловые горы».

Белогорье находится в юго – западной части Воронежской области на правобережье Дона. Территория представляет возвышенную волнисто-балочную степь, расположенную на юго-восточных отрогах Среднерусской возвышенности. Поверхность земли изрезана балками и оврагами. Рельеф характеризуется большим разнообразием. Крутое правобережье реки и водораздельные гряды с выходами писчего мела называют белогорьями.

Дон — одна из крупнейших рек европейской части России, он протекает с севера на юг и является восточной границей с Павловским районом. В древности его называли Танаис, правый берег — крымским, левый – ногайским. Быстрота течения Дона неодинаковая, но поскольку русло его в основном ровное, он вполне заслужил название «Тихого».

Правый берег гористый. Это холмы, пригорки, меловые скалы, которые подходят к самому руслу реки. Левый берег отлогий, песчаный, поросший кустарником, большей частью бесплоден с обильной и сочной травой.

Плодородные почвы, благоприятный климат, полноводная река, равнинная поверхность, леса, луга издавна привлекали сюда людей. Существует несколько версий возникновения поселения Белогорья у подошвы правого нагорного берега Дона.

Большинство исследователей нашего края (Ф.Щербина, В. Прохоров и др.) считают, что на месте Белогорья было раньше поселение русских крестьян, бежавших из центральных областей на Дон. Это было великоросское население. Интересное предположение о возникновении села высказал уроженец этой слободы Тихон Васильевич Калашников (1894-1977) гг., учитель, историк, который собрал документальные свидетельства, а также записал свои личные воспоминания в весьма ценной рукописной книге «История села Белогорья». По его исследованиям, село возникло почти одновременно с поселком Осеред, основанном в 1685 году или года на 2-3 позже, то есть можно утверждать, что Белогорье в 1687-1688 гг. уже существовало.

Уверенно можно говорить о том, что великоросское население проживало на данной территории до прихода бывших украинских казаков, переведенных при переселении в разряд войсковых поселян. Еще раньше, до великороссов, Белогорье было известно как казачье поселение Области Войска Донского. Об этом можно судить по материалам исследований В.Н.Татищева, в которых станица Белогорье локализована достаточно определенно на месте современного Белогорья: «Белогорье — станица донская на Дону выше Калитвы 30 верст, от города Павловска 5 верст».

Таким образом, раннюю историю Белогорья можно представить в виде следующих этапов:

  1. Станица Донских казаков;
  2. Великоросское селение (после репрессий Петра I в отношении верхнедонского казачества);
  3. Слобода войсковых поселян, бывших украинских казаков.

В начале XVIII века в селе уже было не менее 100 дворов, небольшая церковь.
В 1711 г. указом Острогожской воеводской канцелярии одна часть великоросского населения была переведена в г. Коротояк и Коротоякский уезд, а другая — в село Татарино Бирючанского уезда. На их место в Белогорье переехали черкасы (украинцы) из разных сёл Гремяченского уезда, Ольшанки, Ведуги, Ендовища и др.

В 1765г., после ликвидации слободских казачьих полков, в село были поселены бывшие казаки Харьковского, Изюмского, Сумкского и Ахтырского полков, а также из слободы Орлик Курской губернии. Их именовали в то время «войсковыми обывателями» и считали родоначальниками настоящих жителей (украинцев). Крепостных крестьян в Белогорье никогда не было.

Организация «войсковых обывателей» вначале носила традиционный полувоенный характер: Белогорье вместе с выделившимся хутором Кирпичи делилось на 16 «десятков» (в каждом «десятке» -100 дворов), четыре «десятка» составляли сотню.

Большой заботой первых поселян была постройка церквей. Они поставили на восточной стороне, на площади, недалеко от Дона, первую деревянную церковь во имя Святителя Николая (Никольская). Маленький храм был обнесен земляным валом – защитой от нападения крымских татар — и просуществовал до 1771 г.

В 1796 году построена кирпичная двухэтажная Преображенская церковь, верхний этаж которой представлял собой красивое зрелище. Он поражал высотой, обилием света, просторностью, чудной росписью стен и купола. Здесь проводились венчания, службы. Завораживал внимание прихожан массивный иконостас (посеребренный).

В 1793 г. была сооружена одноэтажная Троицкая церковь, которая видом снаружи превзошла даже Преображенскую. Она внутри имела хорошую акустику и больше архитектурных украшений. В настоящее время от старого Троицкого храма осталось, к сожалению, только здание церковной лавки.

В 1850 г. в казенной слободе Белогорье было 660 дворов, а через 10 лет, накануне реформы, уже 823 — 6418 жителей.

В 1855 г. слобода стала центром Белогорьевской волости.

В 1869 г. в центре села построено здание начальной школы, деревянное, покрытое железной кровлей. В слободе действовали несколько мельниц, собиралось четыре ярмарки в год, по воскресеньям и праздничным дням был базар.
Через Белогорье пролегала транспортная дорога из Острогожска в Павловск. Для переправы через Дон были построены два парома и несколько лодок, во время половодья переезд из-за широкого разлива (до 60 верст) на некоторое время прекращался.
В 1867 г. слобода насчитывала 800 дворов с населением 4446 человек, а в 1885г. — 6723.

В середине 19 века открылась одноклассная земская школа.

В 1884 г. построено Белогорское училище.
К началу XX века в волостной слободе Белогорье число дворов выросло до 1167, а число жителей — до 7630 человек. Здесь было 4 общественных здания, земская и 2 церковно-приходские школы, 13 кожевенных и 6 маслобойных заводов. Торговали 3 винных и 16 мелочных лавок, 4 раза в год проводилась ярмарка.

Читайте так же:
Чем отличается кирпич м100 от м150

В 1905 г. население превысило 9 тыс. человек, а к 1918 г. оно составило 9 650 человек.

Выходцы из Белогорья образовали множество слобод и хуторов: Сиротин (Сиротовка), Морозовка, Коренщина, Басовка, Погореловка, сл. Побединская.

Из книги Т.В.Калашникова «История села Белогорье» известно, что первая школа работала в 1754 году, а к началу 20 века уже функционировали Преображенская и Троицкая церковно – приходские.

В 1906 году имелись небольшие библиотеки при всех начальных школах, где книги выдавались учащимся 1 раз в неделю.

Районная земская библиотека открыта в Белогорье Острогожским уездным земством в 1915 году. В 1923 г. в ней насчитывалось около 2000 книг, большинство которых издано до революции. С 1924 г. заведующим был Калашников Тихон Васильевич. За это время библиотека была пополнена за счет бюджетных средств.

В 1930 г. было до 10000 книг. Переход на карточные каталоги. В библиотеке проводилось хоровое пение, музыка, показ спектаклей.

Слобода Белогорье по уровню грамотности населения занимала 1 место в немалом Осторогожском уезде.

В 1912 г. начала функционировать земская школа в новом собственном двухэтажном здании, построенном на самом видном месте, на горе.

В 1921-1923гг. Белогорьевская школа была реорганизована в первую Белогорьевскую начальную школу.

В1931 году в школе были 3 пятых класса.

1937год. По ходатайству учеников открывается полная средняя школа.

1940 год. Состоялся первый выпуск учащихся, окончивших 10 классов(13 человек).

Белогорье. Белогорский Воскресенский монастырь

В Белогорский монастырь мы собрались спонтанно. Накануне вечером еще ничего не предвещало поездки. Поэтому абсолютно неожиданно для самих себя утром в машине сидели совершенно незнакомые люди, одна из которых вообще не говорила по-русски. По пути мы все успешно познакомились, и в какой-то момент стало казаться, что мы знаем друг друга много лет. Дорога в Белогорье оказалась очень живописной и всячески настраивала на лирический лад. Созерцание бескрайних полей и малахитовых холмов по обеим сторонам дороги способствовало душевному умиротворению. Наверное, дорога готовила нас к тому месту, куда мы направлялись.

В монастыре нас ждал душевный прием. Нас угостили вкуснейшей монастырской похлебкой (наверняка рецепт пришел из глубины веков) и напоили чаем, после чего наш гид Сергей повел нас осматривать главную достопримечательность монастыря – пещерный храм Александра Невского. Храм почти аскетичен, чистые белые стены, строгие линии, никаких архитектурных излишеств. Словно огромный айсберг, храм скрывает под собой свою главную тайну – хитросплетение коридоров и келий, ведущих на много метров под землю. Спускаясь метр за метром вниз, проникаешься уважением к людям, которые смогли из каменной глыбы вытесать себе прибежище для уединения и молитвенного подвига. Некоторые кельи сохранили на своих стенах элементы резьбы, части колонн, сводчатые потолки. Часть келий предусматривалось отапливать — в случае, если пожалуют монаршие особы — в стенах сохранились устройства дымоходов и ниши для печей. Пещеры еще до сих пор находятся на реставрации – из двух километров коридоров сумели найти и очистить от завалов чуть более 900 метров. Монахи и энтузиасты, помогавшие им, вывезли тонны камней, мусора, очистили стены от копоти и надписей, восстановили иконы, вырубленные прямо в стенах. Монахи могут много интересного поведать о храме, об истории возникновения пещер и о легендах, связанных с ними, но лучше приезжайте и сами услышите все это от них.

Еще до основания самостоятельной обители, в 1875 году, настоятелем Белогорского скита был назначен иеромонах Петр. Это был энергичный, строгий и вместе с тем расположенный к людям человек и хороший хозяин. При нем был заложен главный Воскресенский храм, укрепилось и расцвело крупное хозяйство, был основан приют для мальчиков — сирот и многое другое. Ходатайства о создании на месте Белогорских пещер самостоятельного монастыря получили ход. И в 1882 году указом Синода монастырь был учрежден. Уже сложились все формально необходимые условия: были пожертвованы крупные участки земли, пожертвования и продажа свечей обеспечивали до шести тысяч рублей годовых средств; хозяйство включало фруктовый сад, огород, сто ульев, десятки голов рогатого скота, кирпичный завод и небольшой рыбный промысел; действовали два наземных храма — Вознесенский и Воскресенский — и пещерный храм Александра Невского; двух-, трех- и одноэтажных корпусов для братии и паломников было около десяти.

География паломников значительно расширилась, а число составляло от трехсот человек в обычный день до трех тысяч в праздники и воскресные дни. Но главное — постепенно собиралась братия, которая, следуя традициям, заложенным жителями Белогорских пещер, находила в обители особый дух подвижничества. И как место это из глубин пещерных лабиринтов просвещалось трудами и молитвами, так и душа, стремившаяся сюда, очищалась и просвещалась живительными силами глубокого покаяния, обретая первозданную красоту.

К концу XIX столетия число братии составляло около двадцати, а сотрудников — около семидесяти человек. Последним настоятелем Воскресенского Белогорского монастыря был игумен Поликарп, который завершил строительство величественного Воскресенского храма, выполненного в византийском стиле губернским архитектором Афанасьевым и расписанного известным мастером Щукиным в 1916 году. Протяженность пещер к этому моменту значительно превышала два километра. Тогда же трудами братии и всех окрест живущих почитателей обители в меловой горе был вырыт колодец глубиною более восьмидесяти и диаметром более трех метров. Пять лет шла работа на вершине горы, и вот наконец чистая вода под давлением увенчала успехом почти безнадежное предприятие.

Представление о жизни Белогорской обители в первые ее годы дает книга Николая Креховецкого «Белогорские пещеры», выпущенная в 1878 году: «… Весна. День будничный. Заря: чуть брезжится свет. Взойдите и осмотрите в эту пору, что делается вокруг пещер. На горе там и сям, в разных положениях, в разных костюмах, покоятся странники-богомольцы. Не вместились они в пещерных гостиницах. Покоятся на открытом воздухе, отдыхая после долгого пути. Есть из далеких стран. Вот группа: мужчины и женщины. На них не наша обувь, не наш покров. Значит, не здешней губернии. По чертам лица, по одежде видно, что все эти поклонники из войска Донского. Их немало: вот еще точно такая же группа, еще и еще. Должно быть слава про Белогорские пещеры разнеслась по всему войску Донскому. Вот и другие группы — и черты лица не те, и покров не тот. Обувь сбита, лица загорелые: знать не близок им был путь. Там видны наши лица, наш покров. Тут малороссы, здесь великороссы. Спуститесь взором к Дону: стоят несколько барок. В путь пора: стоят, однако, дожидаются чего-то.

Читайте так же:
Технология производства немецкого кирпича

Вокруг тихое, светлое, радостное пробуждение. В воздухе какая-то прозрачная, живительная свежесть. В душе какой-то невыразимый восторг. Сама собою родится бесконечная любовь к жизни, природе, к Творцу. Осматриваешься вокруг, остановишься вниманием на этих странниках-тружениках и думаешь: » Боже Милосердный! Как чудно, как невыразимо прекрасны творения рук твоих! Можно ли не вдохновляться, не преклоняться пред их красотою и величием?». И однако житейские заботы совершенно извращают человека. Там, посреди постоянных хлопот он ко всему присматривается, со всем свыкается: и видит, да не замечает ничего, ничем не воодушевляется. Здесь, вдали от мира, от житейской суеты, совсем иное дело. Ваш ум ничем не занят, пред вами во всей красоте предстоит природа. Смотрите, дивитесь, и век вам не надивиться! Оглянитесь снова к странникам. Спят тихим, спокойным, но глубоким сном. Что влекло этих тружеников-богомольцев? Ужель одно праздное любопытство, ужель все эти люди — тунеядцы, бегающие от труда, как привык их легкомысленно обзывать нынешний век? Нет, тысячу раз нет. Это не праздность и не уклонение от труда. Напротив, это искание труда, жажда подвигов не из-за материальных выгод, а из-за внутренней потребности духовной жизни. Нынешний век, век материи, век экономических расчетов, не в силах понять, осмыслить всех потребностей внутренней духовной жизни. По себе он измеряет всех. Но есть лица, которые не поддаются общему духу времени. Хотите видеть такие лица? вот они, пред вами. Они рады, что в среде их открывалось святое место уединения, и все спешат сюда. Зачем? Ответ будет в описании самих их действий.

Звук колокола к утрене. Все приподнялись, засуетились и стали убираться. Каждый спешит стать поближе к пещерному входу, чтобы при службе занять поудобнее место. Отворились пещерные двери, прибыли служащие и начали отправлять утреннее богослужение. Напев не тот, что прежде. Поклонники заметно радостно поражены. Все с возбужденным вниманием вслушались в пение. Протяжное, умилительное, так и разливает духовно сладостное ощущение. Чтение тоже не прежнее. Протяжное, не заметно пропусков, не видно поспешности. Вся служба шла в строгом, благословейном порядке. Кончилась утреня, отдых.

Время отдыха между утренею и обеденею проходит в разных душеспасительных занятиях: там идет беседа о подвигах Марии и Иоанна, здесь — чтение какой-нибудь душеспасительной книги, в храме служатся молебны. Наконец снова слышен звук колокола — призыв к обедне. С еще большею радостию спешит народ отслушать в пещерном храме Литургию. Кончилось все утреннее богослужение. Пещерные подвижники пошли по своим кельям. Каждый принялся за свое дневное занятие: кто стал собираться по домам, кто в сопровождении пещерного жильца отправляется осматривать пещерные ходы.

Урочный час обеда. Звук колокола — призыв в трапезу. Туда же направился весь народ. В трапезе расставлены накрытые столы. В стороне от столов возвышение. Дивится простой народ: не знает, к чему и зачем оно приготовлено. Собрался весь народ, прибыл в трапезу отец иеромонах, благословил трапезу, и все сели за столы. В это время очередной чтец подходит к отцу иеромонаху, принимает благословение, идет к возвышению и начинается чтение святых отец. Как приятно был поражен слух благочестивых поклонников этим чтением. «Боже! Какое спасение! — думают они в своей простоте. — У нас не вспомнишь про Господа за столом, не перекрестившись берешься за кусок. Здесь-то какая благодать! Слава Тебе, Господи! Сподобил Господь увидать!»

Кончилась и трапеза. Небольшой отдых. Снова те же затем дневные занятия. Кто желает потомить себя — отправляется в пещеры и роет. Затем вечернее богослужение. Длится оно час, и два. После вечерни — обычное прощание служащего с братиею и всеми предстоящими. Наконец вечерняя трапеза, снова по призыву колокола, и тем завершается каждый день пещерной жизни. Эта продолжительность молитвы, этот пещерный порядок в каждом занятии необыкновенно поражают всех поклонников. Все они уходят, вознося искреннюю молитву за то, что Господь сподобил их побывать в пещерах…»

Помощь паломнику

Адрес: 396576, Воронежская область, Подгоренский район, село Белогорье, хутор Кирпичи, Воскресенский Белогорский мужской монастырь. Телефоны: подворье монастыря в хуторе Кирпичи (47394) 5-23-21, 8-920-469-47-47, Троицкий храм в селе Белогорье (47394) 5-26-00.

Богослужения в Александро-Невском пещерном храме совершаются с апреля по октябрь ежедневно. С октября по апрель богослужения совершаются на подворье монастыря в Троицком храме села Белогорье, (ул. Коминтерна, д. 33а.)

Традиционные крестные ходы:

12 сентября — в день престольного праздника, из монастыря к источнику св. блгв. кн. Александра Невского.

29 июля — 1 августа из монастыря в Костомаровский Спасский женский монастырь на престольный праздник преподобного Серафима Саровского. Маршрут: Воскресенский Белогорский мужской монастырь — Белогорье — Верхний Карабут (ночевка) — Колодежное (ночевка) — Костомарово. Протяженность — 40 км.

Читайте так же:
Душевая кабина выложенная кирпичом

Гостиница/ночлег. В монастыре действует летняя трапезная для паломников. Возможность размещения на ночлег согласовывается заранее по телефону.

Как добраться до монастыря

На автотранспорте

Со стороны Воронежа по трассе М4, не доезжая Павловска около 15 км, поворот направо — на указатель Россошь, Белогорье, Бабка, — после поворота до Белогорья — 7 км.

В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм, где вам подскажут, какая из дорог к монастырю будет наилучшей. От Белогорья до хутора Кирпичи, который находится ниже по течению р. Дон (в зависимости от маршрута движения), от 3 до 10 км.

Со стороны Острогожска, Россоши (т. е. по трассе Воронеж — Луганск) — доезжаем до поселка Подгоренский и далее, проехав через весь поселок к цементному заводу, поворачиваем в сторону Павловска, не доезжая 30 км. В селе Белогорье обратиться в Троицкий храм.

На пассажирском транспорте

На любом автобусе — до г. Павловска, здесь пересадка на автобусы в направлении Россоши, Ольховатки, Подгорного до села Белогорье. Оттуда до хутора Кирпичи пешком 3 км.

На поезде, электричке

Доезжаем до ст. Подгорное (поселок Подгоренский Воронежской области), пересаживаемся на любой автобус до г. Павловска и выходим, не доезжая Павловска, в селе Белогорье.

Водным транспортом — от г. Павловска

Пассажирским катером (по предварительным заказам) паломнические группы (до 50 человек) доставляются по реке Дон непосредственно к монастырю.

Заказы принимаются по тел.:

8-903-030-68-12;
8 (47362) 2-53-47;
8 (47362) 2-54-47 (станция юных техников, г. Павловск);
8 (47362) 7-13-63 (теплоход «Филин»).

настоятель
Воскресенского Белогорского Монастыря иеромонах Симон

Будем рады любой Вашей помощи, с уважением Игумен Симон. Белогорский мужской Монастырь. тел. +7 920 415 44 78

В Воронежской области есть всего несколько мест, которые не только поражают воображение, но и даже искушенного человека приводят в священный трепет. Одно их них – Воскресенский Белогорский мужской монастырь. В стометровой меловой горе у самого Дона руками человека создан уникальный комплекс пещер и культовых сооружений: 2 км 100 м – его изведанная протяженность. Мона шеские кельи, трапезные, усыпальницы и часовни венчают великолепный пещерный храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Семьдесят метров спускаешься под землю как в иной непостижимый мир. История мужской обители удивительным образом связана с судьбой женщины, которая стояла у основания белогорских пещер. И эта судьба впечатляет не меньше, чем сами пещеры.

Монастырь ныне возрождается. Красота и одухотворенность созданного Богом и людьми места наполняется содержанием: молитвой, аскезой, трудом и верой. С этой верой в небезразличие людей к возрождению порушенных святынь мы готовы нести лишения и трудиться не покладая рук. С этой верой в святость человеческой души, её жажду добра и справедливости, мы обращаемся к неравнодушным людям за помощью и поддержкой. И, хотя эта помощь никогда не иссякает, мы вновь и вновь говорим людям: Вы можете помочь, в первую очередь, самим себе. Любое пожертвование, даже самое скромное, сторицей возвратится к Вам духовным и телесным здоровьем, благополучием близких, успехами на жизненном пути и семейным счастьем. Для монастыря нет более важной задачи, чем добрая молитвенная память и попечение о наших благодетелях. Работы ещё очень и очень много: монастырь был разрушен до основания. И мы протягиваем Вам руку для сотрудничества в добром домостроительстве Божием.

В настоящий момент усилиями братии и благодетелей строится двухэтажная надвратная часть с храмом в честь святых преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских у входа в пещеры, наверху горы строится деревянный храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского, планируется возведение храмового комплекса (Спасо-Преображенский и Никольский храмы) на подворье монастыря в селе Белогорье.

Пещерные монастыри Воронежской области

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Действующий мужской монастырь

Год основания: 1653

Как добраться

Воронежская область, Лискинский район, село Дивногорье

GPS координаты: 50.979775, 39.317331

От станции «Воронеж» до станции «Лиски», далее станция «Лиски—Острогожск» или «Лиски—Алексеевка» до платформы «Дивногорье»

Трасса М-4 «Дон», 60 км от Воронежа в направлении Лисок. От Лисок через мост до села Пухова, второй поворот через железную дорогу до села Селявного и по указателям на музей «Дивногорье». Парковка расположена в нескольких сотнях метров от обители.

Белогорский Воскресенский монастырь

Действующий мужской монастырь

Год основания: 1796

Как добраться

Воронежская область, Подгоренский район, село Белогорье, хутор Кирпичи

GPS координаты: 50.471008, 40.036454

С ж/д вокзала «Воронеж» до станции «Подгорное», затем любым автобусом на Павловск. Выйти нужно, не доезжая Павловска, в селе Белогорье.

Трасса М-4 «Дон», со стороны Воронежа, не доезжая Павловска около 15 км, поворот направо до Белогорья, а затем до хутора Кирпичи около 3 км.

Спасский пещерный монастырь в Костомарово

Действующий женский монастырь

Год основания точно не известен

Как добраться

Воронежская область, Подгоренский район, Костомарово

GPS координаты: 50.681538 39.749896

С ж/д вокзала «Воронеж» электричкой, следующей в Россошь, до станции «Подгорное». Оттуда — на автобусе до села Костомарово.

Трасса М-4 «Дон», со стороны Воронежа, свернуть на Лиски из Лисок — в Каменку. Далее следовать через сёла Сончино и Юдино до Костомарово.

Белогорский Воскресенский мужской монастырь

Воронежская область может похвастаться сразу несколькими пещерными монастырями. Если вы никогда не были в храмах, вырубленных в скале, то Воронежская область отличное место, чтобы первый раз их увидеть. Когда-то подобных монастырей в Придонье было довольно много, но до наших дней в хорошем состоянии сохранилось лишь три. Как правило, туристы отправляются в Дивногорье и Костомарово, а вот до Белогорья добираются значительно реже. Конечно, с точки зрения красоты, Белогорье проигрывает своим собратьям, но с точки зрения истории, архитектуры и спокойствия, ничуть им не уступает. Мы посетили все три пещерных обители и решили, что каждая из них заслуживает отдельной большой статьи. Итак, сегодня речь о пещерном Воскресенском монастыре в Белогорье.

Читайте так же:
Заезд под кирпич не одностороннего движения

Белогорский Воскресенский монастырь в Воронежской области

Как добраться до Белогорского монастыря Воронежской области

Монастырь расположился в селе Белогорье рядом с хутором Кирпичи. Добираться до него удобнее всего на машине. Если вы едете со стороны Москвы по трассе М-4 «Дон», то вам нужно, не доезжая Павловска около 15 км, повернуть направо до Белогорья, а затем до хутора Кирпичи около 3 км. Если вы едете со стороны Ростова, то после Павловска будет указатель на Белогорье (слева).

Как добраться до Белогорского монастыря

Для тех, кого не останавливают трудности общественного транспорта, расскажем как добраться до Белогорского пещерного монастыря на нем. Отправляетесь с железнодорожного вокзала «Воронеж» до станции «Подгорное», а затем любым автобусом на Павловск. Выйти нужно, не доезжая Павловска, в селе Белогорье. Готовьтесь к долгой пешей прогулке.

Информация для паломников и экскурсии по монастырю

Прогуляться по территории монастыря вы можете самостоятельно и совершенно бесплатно, но если хочется попасть в пещеры, то нужно брать экскурсию, которую проводят насельники монастыря. На дверях пещеры и храмов висят телефоны, куда обращаться.

Информация об экскурсиях на дверях храма Александра Невского

Богослужения в пещерном храме Александра Невского проходят с апреля по октябрь по пятницам, субботам, воскресеньям, а также во все великие и двунадесятые праздники. С октября по апрель богослужения проводятся на подворье монастыря в Троицком храме села Белогорье или в деревянном храме Святого Спиридона Тримифунтского. Традиционные крестные ходы:

  • 29 июля — 1 августа. Маршрут: Воскресенский Белогорский мужской монастырь – Белогорье — Верхний Карабут (ночевка) — Колодежное (ночевка) — Костомаровский Спасский женский монастырь. Протяженность — 40 км. Возможность размещения на ночлег нужно уточнять заранее.
  • 12 сентября. Маршрут: Воскресенский Белогорский пещерный монастырь — источник святого благоверного князя Александра Невского.

Внутри храма Святого Спиридона

История Белогорского Вознесенского монастыря

Очень часто паломники, которые посещают Белогорский Вознесенский мужской монастырь не первый раз, называют его «место, избранное Богом». Нерелигиозные люди назовут это преувеличением, но сложно спорить с тем, что здесь удивительно сплелись воедино и красивейшая природа, и необыкновенная история жизни людей, и какая-то особая Божия воля.

Белогорский Вознесенский мужской монастырь в Воронежской области

История монастыря в Белогорье зародилась на рубеже царствования двух императоров Павла I и Александра I в 1796 году. И, как это не парадоксально, основала мужскую обитель женщина. В 1740 году в небольшом уездном городке Бирюч в семье украинского переселенца Константина Босого родилась дочь, которую назвали Марией. С раннего детства девочка заявила, что хочет служить Богу и пойдет в монахи, но родители решили иначе. Семья переезжает в Белогорье, где в 25 лет девочку выдают замуж за местного военного Самуила Шерстюкова. Но брак не заладился — муж пил, не просыхая, и допился до смерти, оставив Марию с двумя детьми в крайней нищете. Содержать семью самостоятельно Мария не может, поэтому отдает сыновей в услужение.

Мария Шерстюкова — основательница пещерной обители в Белогорье

После того, как дети были пристроены, сорокапятилетняя вдова пустилась во все тяжкие: бродяжничество, разврат, попрошайничество, пьянство. Чтобы заработать деньги на алкоголь, начинает ворожить, колдовать, в общем, то, что сейчас называется мошенничеством. Спустя пять лет подобной жизни Мария случайно забрела в одну из меловых естественных пещер, где задумалась о своем положении, жизни, осознала безнадежность и обратилась впервые за много лет к Богу. В полном одиночестве она отправилась пешком за своим спасением в Киево-Печерскую лавру, в которой провела почти год, ежедневно посещая пещеры, службы, исповедуясь. Мария глубоко раскаялась и получила благословение от духовника на богоугодные труды, постоянную молитву и повторение подвигов пещерокопателей.

На территории Белогорского монастыря

Возвратившись в Белогорье, она в безмолвии и строгом воздержании начала копать пещеру на правом берегу Дона недалеко от хутора Кирпичи. На тот момент Шерстюковой исполнилось 56 лет. Усмотрев в возвращении Марии недобрый знак, сначала всполошилось местное население, потом священство, а затем и местная власть. Пещеры заваливали, Марию арестовывали и предавали суду, письма и доносы доходили до министра духовных дел и просвещения Голицына, а там и до императора.

В итоге пещерокапательница вместе со своими первыми сподвижниками перебралась ниже по течению Дона, туда, где их труды были недоступны людям. Но вместо опалы от руководства страны к Марии пришла известность и на смену подозрениям и ненависти пришли поддержка и уважение. Вместо порицания, государь приказал выделить Шерстюковой 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности было решено освятить храм в честь небесного покровителя императора — святого благоверного князя Александра Невского.

Вход в пещерный храм Александра Невского в Белогорском монастыре

30 августа 1819 года храм был освящен, таинство совершил протоиерей Афиноген Печерский. Число единомышленников и сторонников пещерокопательницы увеличилось, а вместе с тем росло и число помощников. Подвиг Марии Шерстюковой продолжался более 20 лет, за это время протяженность пещер достигла 212 метров. 22 июня 1822 года в возрасте 82 лет Мария умерла и была похоронена на территории обители.

На этом месте находилась усыпальница Марии Константиновны Шерстюковой

После смерти первой воронежской пещерокопательницы популярность пещерного подвижничества упала, снова появились противники. К счастью, пещеры продолжили жизнь, но теперь разделились на старые (212 метров, выкопанных при жизни Шерстюковой) и новые (все, что было вырыто после ее смерти). Длина новых пещер значительно превышает старые. Среди тех, кто продолжил дело Марии, нельзя не рассказать об Иване Алексеевиче Тищенко, он ненадолго ее пережил, но был одним из самых верных ее единомышленников. Он собственноручно выкопал значительную часть старых пещерных ходов.

Читайте так же:
Кирпич лицевой полнотелый 120

Иван Алексеевич Тищенко — один из сподвижников пещерокопательницы Марии

После его смерти, его похоронили рядом с Марией на вершине пещерной горы. После закрытия монастыря в 1922 году останки старцев были изъяты из склепов и осквернены.

То, что осталось от разграбленной усыпальницы Шерстюковой и Тищенко

Постепенно пещеры росли, а количество паломников увеличивалась. В 1820-1870-х годах число пещерных отшельников выросло с четырех до 25 человек. Пещерное отшельническое житие стало все больше походить на монастырь, здесь появился сад, огород, пасека, хозяйственные наземные постройки. Храмы же оставались в пещерах и здесь не прекращались службы. Еще при жизни Шерстюковой из Киево-Печерской лавры в дар пещерокопателям была передана икона «Мария благую часть избра». Несмотря на то, что в пещерах всегда довольно высокая влажность, икона сохранилась в них без каких-либо повреждений.

Одна из икон Белогорского монастыря

Стараниями отшельника Ивана Николаевича Васильченко в Белогорье на пожертвования была сооружена каменная колокольня, а также вырос настоящий городок для подвизающихся (волонтеров, которые пришли в молитве и труде получить успокоение души). Но все это было лишь общество людей, объединенных идеей копания пещер. Вопрос о преобразовании пещер в монастырь был поднят только во второй половине XIX века. С 1866 года пещеры были приписаны к Успенского Дивногорскому мужскому монастырю как скит. С этих пор началась новая страница в истории Белогорских пещер, вопрос об образовании самостоятельного монастыря был пока отложен.

Один из корпусов наземной части Белогорского монастыря

Деревянный храм Святого Спиридона Тримифунтского

Монастырь был учрежден указом Святейшего Синода в 1882 году, еще до основания обители настоятелем Белогорского скита был назначен иеромонах Петр. При нем был заложен главный храм монастыря — Воскресенский, укрепилось и набирало обороты хозяйство, был учрежден приют для мальчиков-сирот и многое другое. К началу XX века число монашеской братии составляло около двадцати человек еще более полусотни человек жили постоянно в монастыре в качестве трудников.

Последним настоятелем Воскресенского Белогорского монастыря был игумен Поликарп, который завершил строительство Воскресенского храма. Автором стал известный губернский архитектор Афанасьев, а росписи сделать не менее известный Щукин в 1916 году. Протяженность пещер к этому моменту значительно превышала два километра. Особой гордостью Воскресенского монастыря стал уникальный колодец, который был вырыт в меловой горе. Его глубина составила более 80 метров, а диаметр 3 метра.

Белогорский Воскресенский мужской монастырь в начале XIX столетия

Начало XX века было трудным для всех российских монастырей, пришла рьяная коммунистическая борьба с Богом и на Белогорские земли. В самой деревне Белогорье до основания были уничтожены Преображенский и Троицкий храмы, досталось и монастырю: он был закрыт, братия разогнана, те, кто сопротивлялся, были посажены, все наземные сооружения разобрали на стройматериалы, храмы взорваны. Вся церковная утварь, иконы, святыни были конфискованы, даже мощи Марии и Иоанна были сначала осквернены, а потом и вовсе бесследно исчезли. На месте красивейшей пещерной обители был построен зерноток.

На территории Белогорского монастыря

За годы советской власти пещеры пришли в ужасное состояние: они разрушались от времени, пострадали в годы войны, а тысячи праздных «туристов» считали свои долгом оставить наскальную живопись на стенах подземных храмов. В настоящее время пещеры частично завалены и осквернены. Если раньше длина пещер составляла более 2 км, то сейчас это 995 метров. За последний десяток лет стараниями монашеской братии удалось привести в порядок лишь 200 метров пещер.

Пещеры Белогорского монастыря

К счастью советские времена канули в лету и на столетие прославления преподобного Серафима Саровского было предпринято первое усилие по возрождения Белогорского монастыря. 12 сентября 2004 года на праздник перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Белогорском монастыре была совершена первая за несколько десятков лет Божественная литургия.

Белогорский Воскресенский монастырь в Воронежской области

Уже в 2005 году были частично расчищены помещения пещерной системы, проведена предварительная реставрация храма Александра Невского. Осенью того же года в пещерный храм была передана частица мощей святого благоверного князя. Начиная с 2006 года службы в церкви становятся регулярными.

Одна из святынь Белогорского монастыря, а их здесь много

Вход в пещерный храм Александра Невского

Восстановительные работы на территории Белогорского монастыря

Мы посетили монастырь весной 2018 года во время возвращения из нашего очередного автомобильного путешествия по Краснодарскому краю. Если вы просто путешественник, которые любит интересные места, то обязательно стоит сюда заехать по дороге на юг. Если вы верующий человек, то лучше организовать свою личную паломническую поездку, в рамках которой посетить еще Кастомаровский и Дивногорский монастыри.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru.

Нам не удалось побывать в пещерной части монастыря, о чем мы очень жалеем, но были ограничены по времени и пришлось выбирать пещеры Белогорья или Дивногорский монастырь, выбор пал на последний.

Белогорский Воскресенский монастырь — удивительное место, в котором переплелись и история, и судьбы людей, и красивейшая природа. Сейчас популярность монастыря набирает обороты, сюда приезжают и туристы с экскурсиями, и паломнические группы, хочется верить, что это принесет финансирование обители и монашеская братия продолжит свой тяжелый труд по восстановлению монастыря. Почему-то кажется, что нерасчищенные более километра пещер таят в себе много тайн и открытий.

Белогорский Воскресенский мужской монастырь 2019-07-27T08:08:43+03:00 2019-07-23T01:12:25+03:00 Natalya ‘Poznamka’

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector