Alsatelecom.ru

Стройматериалы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить транзистор мультиметром; обзор лучших способов прозвона и проверки биполярных или полевых транзисторов

Как проверить транзистор мультиметром — обзор лучших способов прозвона и проверки биполярных или полевых транзисторов

Транзистор является одним из самых важных электронных приборов, ведь его можно встретить практически в любом электронном приборе. Но и неблагоприятных факторов, которые могут повредить транзистор, тоже много.

Это и перегрузка по току, и превышение допустимого значения одного из его рабочих напряжений, а также его перегрев. Любая из этих причин, может привести к нарушению его работоспособности.

Определение исправности транзистора, а следовательно, его пригодности к дальнейшей эксплуатации, является одной из наиболее частых задач, которые приходится решать любому человеку, занимающемуся ремонтом какого-либо электронного устройства.

Есть довольно много приборов, которые специально для этого предназначены. Однако, в большинстве случаев, это можно сделать и с помощью обычного мультиметра.

Содержимое обзора

Особенности транзисторов

Сегодня, существует довольно много разновидностей транзисторов. Для каждого из этих типов есть своя инструкция как проверить транзистор. Среди них можно встретить и самые простые биполярные, и различные сложные составные (состоящие из нескольких деталей) приборы.

Выводы, соответственно, у различных типов транзисторов, тоже называются по-разному. Так, у биполярных это «эмиттер», «база» и «коллектор», а у униполярных, или полевых транзисторов, они именуются «исток», «затвор» и «сток».

Также есть и так называемый «IGBT» транзистор, Это биполярный транзистор с изолированным затвором. Этот прибор, сочетает в себе некоторые свойства полевых и биполярных транзисторов.

Сейчас существуют несколько основных разновидностей транзисторов:

  • Биполярный;
  • Биполярный с изолированным затвором;
  • Составной;
  • Однопереходный;
  • Полевой (униполярный);
  • Полевой с изолированным индуцированным затвором;
  • Полевой с изолированным затвором в виде p-n перехода;

Полевые транзисторы с изолированным затвором, ещё называют металл-оксид-полупроводниковыми (МОП-транзисторами).

  • Естественно что каждая разновидность транзисторов имеет свои особенности конструкции и, как следствие, характерное применение.
  • Каждый транзистор имеет свою методику проверки.
  • Естественно, те типы транзисторов, которые применяются наиболее часто, наиболее часто, приходится проверять на исправность.

Как проверить транзисторы имея только мультиметр

Как проверить транзистор мультиметром? С этим вопросом, наверное, сталкивались все, кто хоть как-о связан с ремонтом электронных устройств.

Одними из наиболее часто применяемых являются биполярные транзисторы. Такой транзистор представляет собой два p-n перехода, которые сформированы на одном кристалле полупроводника.

  • Проверка такого транзистора заключается в проверке каждого из его p-n переходов. Переходы транзистора, следует проверить как в прямом, так и в обратном направлении, Это позволит выявить два наиболее часто встречающихся дефекта, а именно: пробой и обрыв в его p-n переходах.
  • Эти действия, можно легко осуществить, с помощью любого современного мультиметра. Следует только помнить, что p-n переход открывается при определённом напряжении. Это напряжение зависит от того, из какого материала выполнен конкретный экземпляр транзистора.
  • Также, одним из ключевых параметров транзистора является, так называемый коэффициент усиления. Этот параметр, ещё называется, статический коэффициент передачи тока.
  • Для измерения этого параметра, большинство мультиметров имеет специальный вход и режим. Однако, такую функцию имеют далеко не все мультиметры. Если же ваш прибор имеет такую функцию, то с её помощью тоже можно проверить транзистор на исправность измерив его коэффициент усиления.

Если же такой функции в приборе нет, то остаётся только проверить сопротивления переходов транзистора в прямом и в обратном направлении. Большинство современных мультиметров, имеют специальный режим для измерения этой величины в полупроводниковых переходах.

Если же подобного режима нет, то можно использовать предел 2000. такой предел измерения совершенно безопасен для любого типа транзисторов, но вместе с тем, он является достаточно информативным для таких измерений.

Читайте так же:
Песок цемент сухая смесь м300

Используя этот предел, можно с уверенностью сказать, работоспособен ли конкретный экземпляр транзистора, или нет. У исправного транзистора, сопротивление всех его переходов при прямом и обратном включении должно сильно отличаться.

Если же эти сопротивления сходны и не велики, то это говорит о том, что p-n переход пробит, а когда эти сопротивления бесконечно велики, то это говорит об обрыве цепи перехода.

Зачастую, хоть и не всегда, таким способом, удаётся сделать такую манипуляцию как проверить транзистор не выпаивая его из схемы. В тех случаях, когда транзистор удаётся проверить транзистор на плате, экономится очень много времени.

Проверка биполярного транзистора

Итак, проверка биполярного транзистора, состоит в проверке сопротивления его переходов в разных направлениях. То есть, ваш измерительный прибор надо установить в режим измерения сопротивления, на предел 2000, или, если в нём есть режим проверки полупроводников, то включить его.

  • Один из выводов мультиметра, подключить к базовому выводу транзистора, а вторым выводом последовательно коснуться эмиттерного и коллекторного выводов.
  • Запомнить показания мультиметра. Затем подключить к базе другой вывод мультиметра и сделать такие же измерения при обратной полярности.

Значения сопротивлений переходов, при этом должны различаться, при одной полярности, они должны быть очень велики, а при обратной полярности, они должны быть небольшими.

Для различных типов проводимости, эта полярность будет разной, так, для транзисторов pnp структуры переходы открываются при приложении к базе отрицательного напряжения, а для транзисторов npn структуры — положительного.

Проверка полевого транзистора

Проверка же полевого транзистора, заключается в его последовательном открытии и закрытии.

  1. Сначала нужно измерить сопротивление защитного обратного диода. Для этого, подключают к выводам истока и стока транзистора. Этот диод есть практически в каждом полевом транзисторе. Ведь этот диод создаётся технологически, при создании переходов транзистора в кристалле полупроводника. Сопротивление этого диода запоминают, или же записывают.
  2. Затем открывают, а вернее приоткрывают транзистор, это делают, подключая плюсовой щуп мультиметра, к выводу затвора проверяемого транзистора.
  3. После этого, снова измеряют сопротивление защитного диода. Если оно уменьшилось, то это является показателем того, что транзистор успешно приоткрылся.
  4. Затем закрываем транзистор, это делают подав отрицательный потенциал на его затвор. После закрытия транзистора сопротивление его обратного диода снова должно стать изначальным.
  5. В таком случае, транзистор считают пригодным.

Эти два типа транзисторов наиболее часто применяются в разных электронных приборах, а значит их проверка, наиболее часто требуется при ремонте любого прибора.

Как проверить свечи зажигания мультиметром

Многие выбирают бензиновые авто, якобы они проще и дешевле в эксплуатации. Отчасти это так, но не стоит забывать об обслуживании. Казалось бы, свечи – копеечная деталь, которую можно не менять 30 тысяч километров (а иридиевые и подавно – 100). Но почему‐то многие о них забывают и потом попадают на переборку движка. Могут ли свечи зажигания угробить мотор? Запросто. Поэтому следить за ними нужно не меньше, чем за форсунками в дизеле.

Зачем проверять искру

Искра – это ключевое условие для воспламенения смеси, а соответственно, работы бензинового двигателя. Что произойдет с мотором, если свеча утратит работоспособность? Конечно, движок не остановится – он продолжит работать дальше на оставшихся (как правило, трех) цилиндрах.

Плохо, с жуткой вибрацией, но будет работать. Но это не самое худшее. Смесь, которая готовилась для сгорания, никуда не девается — бензин продолжает скапливаться в камере с каждым новым впрыском инжектора. Топлива становится настолько много, что оно начинает самовозгораться под давлением. Естественно, цилиндр не рассчитан на такую ударную дозу смеси. Происходит детонация — необратимый процесс разрушения двигателя.

Читайте так же:
Белого цемент по качеству

От высокой температуры плавятся поршни, сгорают клапана. Из‐за ударной волны проворачивает вкладыши и задирает стенки цилиндров. Одним словом, мотору приходит конец. И чем дольше он проработал в детоне, тем меньше шансов его восстановить.

Подготовка к диагностике

Перед тем, как проверить свечи, их нужно подготовить. С любой, даже идеально работающей системой зажигания, будет налет на электроде. Его желательно убрать до диагностики. Способов много – от очистки ультразвуком до всеми известной «Колы».

Свечи зажигания с нагаром

Но большинство используют 2 способа:

  • Металлическая щетка, наждачная бумага. Способ имеет право на жизнь, но нужно понимать, что наждак уменьшает толщину электрода, который и без того будет малым уже через 20 тысяч.
  • Специальная химия. Детали на ночь замачивают в очистителе карбюратора или инжектора. В этой химии нагар хорошо откисает, а электрод остается нетронутым.

Чистка нагара химией

Дальше, используя измерительный щуп, настраиваем зазор. Со временем он «уплывает», и это нормально – постепенно центральный электрод выгорает, и его высота уменьшается. Если это вовремя не проконтролировать, искра станет слабой для поджога смеси. Несгоревший бензин детонирует в цилиндре со всеми «приятностями».

Инструмент для замера зазора

Правильный зазор может быть разным:

  • от 0.5 до 0.6 мм — для карбюраторных двигателей с контактным зажиганием;
  • от 0.7 до 0.8 мм — для карбюраторных ДВС с электронным зажиганием;
  • от 1 до 1.3 мм — для инжекторных двигателей.

Важно знать! Если на автомобиле установлено газобаллонное оборудование, зазор между электродами должен быть немного меньше. Например, на инжекторных авто с ГБО он будет от 0.7 до 0.9 мм в зависимости от поколения оборудования и характеристик самого двигателя.

Проверка мультиметром

Некоторые говорят, что проверить свечи мультиметром нельзя. Да, нам не получится увидеть искру, но проверить сопротивление свечи зажигания мультиметром вполне возможно. По этому значению станет ясно, живая ли она или нет.

Измерение сопротивления свечи мультиметром

Как происходит проверка свечей зажигания мультиметром на сопротивление? Черный провод мультиметра подключаем в разъем «Com», красный – в специальное гнездо с иконкой сопротивления Ω. Переводим регулятор прибора в соответствующий режим (Омметр), до 20 кОм. Берем нашу свечу зажигания и подключаемся к центральным диодам с одной и другой стороны.

Расположение центрального диода свечи зажигания

Прозвонив свечу зажигания, на экране мультиметра увидим сопротивление — условно 4 кОм. Если измерения показали цифру меньше 2 или больше 10, есть неисправность.

Обратите внимание! Некоторые мультиметры могут показывать неправильные данные сопротивления. Чтобы узнать, рабочий ли прибор, перед проверкой свечи зажигания на работоспособность нужно замкнуть красный и черный щуп. На экране должен красоваться ноль.

Если проверка свечей зажигания мультиметром показала нулевое сопротивление, могут ли они быть исправны? Вполне. Для этого смотрим на маркировку. Если в ней отсутствует резистор (и соответственно, буква R на маркировке), прибор покажет ноль. Эти свечи зажигания так и называются — нулевого сопротивления. Все остальные должны обязательно иметь сопротивление при измерении мультиметром.

В поисках искры

Представим ситуацию: водитель обнаруживает неисправную свечу зажигания, не пожалев денег ставит хороший комплект новых, запускает мотор, а картина прежняя – пропуски зажигания. Неужели брак? Отнюдь. Ищем проблему глубже. Для начала смотрим высоковольтные провода. Иногда их осматривают еще перед тем, как проверить свечи зажигания (например, на ВАЗах провода не выхаживают порой и 30 тысяч). Если все чисто – проверяем катушки. В 90% случаев после свечей одна из этих вещей оказывается неисправной. Остальные 10% — уже запущенные случаи — низкая компрессия или растянутая цепь.

Читайте так же:
Чем отмыть цементную пыль с авто

Как продлить срок службы свечей

Можно ли восстановить их? Забегая вперед ответим — нет. Если треснул изолятор, оплавился электрод или сорвано уплотнительное кольцо, не имеет смысла это восстанавливать — только менять на новое. Это не форсунка, и даже иридиевые модели сейчас поменять не так дорого. Заметили дефект — проверили, поменяли свечи, и чем раньше — тем лучше. Автомобиль вам скажет только спасибо.

Треснутый изолятор свечи зажигания

Ну а тем, кто хочет продлить ресурс до замены, приведем пару советов:

  • Заливайте качественное топливо. Не кроите деньги на бензине – сколько было примеров, когда после «экономной» заправки движки приезжали на капремонт. Это не та экономия, ради которой стоит рисковать.
  • Проверяйте состояние электрода и изолятора. Желательно каждые 15 тысяч километров. Внимательно осматривайте на предмет дефектов и регулируйте зазор. Последний нужно строго проверять, иначе — детонация. Не ленитесь проверять зазор — процедура не сложная.
  • Правильно подбирайте калильное число. Для каждого двигателя предусмотрено свое значение. Если оно не подойдет вашему двигателю, электрод просто погибнет в нагаре, так как не сможет выйти на рабочую температуру для самоочищения.
  • Не экономьте на запчастях. Желательно ставить оригинал. Заменители имеют право на жизнь, но лишь в том случае, если это именитый бренд типа NGK, Denso, Brisk и так далее.

Заключение

Вовремя заметив неполадку в работе двигателя, можно неплохо сэкономить на ремонте. Это касается и неисправных свечей зажигания. Далеко уехать на «троящем» движке вы вряд ли сможете, а если и получится, то потом его придется долго и крайне дорого капиталить. Не тяните до последнего – двигатель не должен поймать детонацию. Этого не переживут никакие кованые поршни и чугунные блоки. Помните, что свечи могут прийти в негодность раньше – из-за топлива, катушек или «уставших» колец, пропускающих в камеру масло. Как только мотор захандрил — едем на диагностику. Заменить комплект свечей куда дешевле, чем разбирать двигатель, менять оплавленные поршни и сгоревшие клапана. Любите свой автомобиль, и он ответит вам взаимностью!

Резисторы керамические цементные

Резисторы керамические проволочные цементные – постоянные резисторы, номинальное сопротивление в зависимости от номинала составляет от 0,01 Ом до 100 кОм, рассеиваемая мощность – 5Вт, 10Вт, 15Вт, 25Вт. Предназначены для эксплуатации в цепях постоянного или переменного тока, обеспечивая ограничение силы тока и распределение напряжения.

Конструктивно проволочные резисторы выполнены в виде трубчатого основания из керамики (чистый глинозём Al2O3), в качестве резистивного элемента используется проволочный проводник (медно-никелевый или хромово-никелевый сплав) с высоким удельным сопротивлением. Основание с обмоткой помещено в литой прямоугольный корпус из стеатитовой керамики и закапсулировано кремнезёмом (диоксид кремния SiO2).

Монолитная керамическая конструкция резисторов обладает высокими характеристиками огнестойкости, влагостойкости и способностью к самозатуханию.

Вывода керамических резисторов – гибкие осевые аксиальные проволочного типа. В качестве материала выводов используется луженая медь. Монтаж осуществляется с использованием пайки по THT-технологии – вывода монтируются непосредственно в сквозные отверстия печатной платы.

Положение монтажа – любое, но следует помнить о резистивных особенностях, сопровождающихся нагревом корпуса резистора. Поэтому, не рекомендуется размещение резисторов на близком расстоянии к печатной плате или термочувствительным элементам.

Читайте так же:
Доставка цемента по звонку

Допустимое отклонение сопротивления цементных аксиальных резисторов составляет ±5%. Ряд промежуточных значений номинальных сопротивлений – . При переменном токе предельное рабочее напряжение составляет 1500В, при постоянном токе – 1000В. Рабочая повышенная температура среды не превышает +275°С, пониженная – до -55°С. Сопротивление изоляции составляет не менее 1000 МОм. Е24 E24 — один из рядов постоянных резисторов, который является результатом стандартизации номинальных сопротивлений резисторов.

В представлены особенности конструкции и характеристики мощных резисторов С5-35В, С5-36В, ПЭВ, ПЭВР, RX24 и SQP.сравнительной таблице

Применяются мощные керамические резисторы в различной промышленной электронике, радио- и телевизионных приемниках, блоках питания и управления, усилителях, автомобильной электронике, а также в качестве испытательной нагрузки или нагревательных элементов (например, в видеокамерах наружного видеонаблюдения).

Более подробные характеристики представленных мощных керамических цементных резисторов, а также расшифровка маркировки, габаритные и установочные размеры приведены ниже.

Гарантийный срок работы поставляемых нашей компанией мощных резисторов составляет 2 года, что подкрепляется соответствующими документами по качеству.

Окончательная цена на мощные проволочные керамические цементные резисторы зависит от количества, сроков поставки и формы оплаты.

Проверка диодов мультиметром

И для любителей, и для профессионалов электроники очень важным умением является способность определить полярность (где катод, а где анод) и работоспособность диода. Так как мы знаем, что диод, по сути, является не более, чем односторонним клапаном для электричества, то вероятно, мы можем проверить его однонаправленный характер с помощью омметра, измеряющего сопротивление по постоянному току (питающегося от батареи), как показано на рисунке ниже. При подключении диода одним способом мультиметр должен показать очень низкое сопротивление на рисунке (a). При подключении диода другим способом мультиметр должен показать очень большое сопротивление на рисунке (b) (некоторые модели цифровых мультиметров в этом случае показывают «OL»).

Определение полярности диода: (a) Низкое сопротивление указывает на прямое смещение, черный щуп подключен к катоду, а красный – к аноду. (b) Перемена щупов местами показывает высокое сопротивление, указывающее на обратное смещение.

Конечно, чтобы определить, какое вывод диода является катодом, а какой – анодом, вы должны точно знать, какой вывод мультиметра является положительным (+), а какой – отрицательным (-), когда на нем выбран режим «сопротивление» или «Ω». В большинстве цифровых мультиметров, которые я видел, красный вывод используется, как положительный, а черный, как отрицательный, в соответствии с соглашением о цветовой маркировке электроники.

Одна из проблем использования омметра для проверки диода заключается в том, что мы имеем только качественное значение, а не количественное. Другими словами, омметр говорит вам, только в каком направлении диод проводит ток; полученное при измерении низкое значение сопротивления бесполезно. Если омметр показывает значение «1,73 ома» при прямом смещении диода, то число 1,7 Ом не представляет для нас, как для техников или разработчиков схем, никакой реально полезной количественной оценки. Оно не представляет собой ни прямое падение напряжения, ни величину сопротивления материала полупроводника самого диода; это число скорее зависит от обеих величин и будет изменяться в зависимости от конкретного омметра, используемого для измерения.

По этой причини, некоторые производители цифровых мультиметров оснащают свои измерительные приборы специальной функцией «проверка диода», которая показывает реальное прямое падение напряжения на диоде в вольтах, а не значение «сопротивления» в омах. Эти измерительные приборы работают, пропуская через диод небольшой ток и измеряя падение напряжения между двумя измерительными щупами (рисунок ниже).

Читайте так же:
Пропорция пгс цемента для стяжки пола

Мультиметр с функцией «Проверка диода», вместо низкого сопротивления, показывает прямое падение напряжения 0,548 вольт.

Показание прямого напряжения, полученное таким образом с помощью мультиметра обычно меньше, чем «нормальное» падение в 0,7 вольта для кремниевых диодов и 0,3 вольта для германиевых диодов, так как ток, обеспечиваемый измерительным прибором, довольно мал. Если у вас нет мультиметра с функцией проверки диодов, или вы хотели бы измерить прямое падение напряжения на диоде при другом токе, то можно собрать схему из батареи, резистора и вольтметра.

Измерение прямого напряжения диода с помощью мультиметра без функции «проверка диода»: (a) Принципиальная схема. (b) Схема соединений

Подключение диода в этой тестовой схеме в обратном направлении просто приведет к тому, что вольтметр покажет полное напряжение батареи.

Если эта схема была разработана для обеспечения протекания через диод тока постоянной (или почти) величины, несмотря на изменения прямого падения напряжения, то она может быть использована в качестве основы для инструмента, измеряющего температуру: измеренное на диоде напряжение будет обратно пропорционально температуре перехода диода. Конечно, ток через диод должен быть минимален, чтобы самонагревания (значительного количества рассеиваемой диодом мощности), которое могло бы помешать измерению температуры.

Помните, что некоторые цифровые мультиметры, оснащенные функцией «проверка диода», при работе в обычном режиме «сопротивление» (Ω) могут выдавать очень низкое тестовое напряжение (менее 0,3 вольт), слишком низкое для полного схлопывания (сжатия) обедненной области PN перехода. Суть в том, что тестирования полупроводниковых приборов здесь должна использоваться функция «проверка диода», а функция «сопротивления» – для всего остального. Использование очень низкого тестового напряжения для измерения сопротивления облегчает процесс измерения сопротивления неполупроводниковых компонентов, подключенных к полупроводниковым компонентам, так как переходы полупроводникового компонента не будут смещены такими низкими напряжениями в прямом направлении.

Рассмотрим пример резистора и диода, соединенных параллельно и припаянных к печатной плате. Как правило, перед измерением сопротивления резистора необходимо было бы выпаять его из схемы (отсоединить резистор от остальных компонентов), в противном случае любые параллельно подключенные компоненты будут влиять на полученные показания. При использовании мультиметра, который выдает на щупы очень низкое тестовое напряжение в режиме «сопротивление», на PN переход диода не будет подано напряжение, достаточное для того, чтобы он был смещен в прямом направлении, и, следовательно, диод будет пропускать незначительный ток. Следовательно, измерительный прибор «видит» диод, как разрыв, и показывает сопротивление только резистора (рисунок ниже).

Омметр, оснащенный очень низким тестовым напряжением (

Если использовать такой омметр для проверки диода, он покажет очень высокое сопротивление (много мегаом), даже если подключить диод в «правильном» (для прямого смещения) направлении (рисунок ниже).

Омметр, оснащенный очень низким тестовым напряжением, слишком низким для прямого смещения диодов, не видит диодов.

Величина обратного напряжения диода измеряется не так легко, так как превышение обратного напряжения на обычном диоде приводит к его разрушению. Хотя существуют специальные типы диодов, разработанные для «пробоя» в режиме обратного смещения без повреждения диода (так называемые стабилитроны), которые тестируются в той же схеме источник/резистор/вольтметр при условии, что источник напряжения обеспечивает величину напряжения, достаточную для перехода диода в область пробоя. Более подробную информацию об этом читайте в одной из следующих статей этой главы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector